Обычай обмениваться кольцами при бракосочетании уходит своими корнями в древние языческие времена. Со свадебным кольцом, этим кружком без начала и конца - символом вечности связана целая история. Обычай носить свадебное кольцо на безымянном пальце левой руки объясняется тем, что от этого пальца идет артерия прямо к сердцу. Кольцо круглой формы из благородного металла символизирует серьезные, искренние желания двух людей принадлежать друг другу всю жизнь.
История
Традиция обмениваться кольцами пошла от древних египтян как знак долгой любви, нерушимой ни людьми, ни богами. Между тем невесты "доисторических времен" тоже плели кольца из пеньки, тростника. Древние римляне стали использовать для изготовления свадебных колец металл - такое кольцо было не только весьма дорогим украшением, но и, опять-таки, символом нерушимости брачных уз. А первыми украшать обручальные кольца бриллиантами начали итальянцы в эпоху Средневековья.
Как известно, брак не всегда был "союзом двух сердец": во все времена заключались так называемые браки по расчету (когда в основе брачного союза лежала некая выгода - деньги, положение в обществе и т.п.). Предшествовавшие бракосочетанию помолвка и обручение (на всех этих церемониях предполагалось "одарение" невесты кольцом) фактически являлись залогом предстоящей сделки - заключения брака, демонстрацией твердости намерений жениха.
До позднего Средневековья у различных народов жену покупали, а односторонний подарок кольца невесте означал лишь формальное подтверждение юридического акта бракосочетания. Во времена роскоши древних римлян жених надевал своей избраннице ничем не украшенное железное кольцо. В эпоху Средневековья простая символика уступила место символике поэтической, а на место формализму пришла любовь и романтика.
Насколько различны были изменения в символике кольца, настолько разнообразны были и его художественные формы, отражающие вкусы и культурный уровень людей различных эпох (язычество, христианство) вплоть до наших дней.
Началом художественных ремесел в Центральной Европе можно считать византийский период. К XIII столетию относится простое трехгранное кольцо, хранящееся в музее в Нюрнберге. Оно было найдено в могильнике, а доказательством того, что это свадебный атрибут, является надпись на внутренней стороне: "Во мне верность". Величественной простотой поражает кольцо конца XIV столетия - плоский гладкий кружок.
Век рыцарской культуры сменила эпоха мощного экономического подъема. Поэтические мотивы вошли в ремесло и искусство. Образцом высокой профессиональной техники того времени служит свадебное кольцо второй половины XV века - в богатом лиственном орнаменте портреты молодоженов. Являясь эталоном красоты и гармонии, оно напоминает уникальные по мастерству работы нюрнбергского ювелира моравского происхождения Вацлава Ямницкого. Сегодня это великолепное кольцо находится во франкфуртской коллекции перстней.
К переходному периоду XV-XVI веков относится еврейское свадебное кольцо, хранящееся в берлинском художественно-промышленном музее. Материалом для его изготовления послужило позолоченное серебро, края украшены мелкими цепочками, между шариками и проволочными выпуклостями укреплены пять эмалированных цветков. На внутренней стороне надпись на древнееврейском: "Большого счастья". Другой образец свадебного кольца - гладкий кружок, украшенный по краям фасонной проволокой, а посередине - вставленным сердечком с выгравированными инициалами (мода начала XVI века). Типичный ренессансный характер имеет кольцо XVI века: на рубчатом фоне головки амуров чередуются с розетками, а по краям - античный мотив сплетенных рук.
Об изменении модных тенденций свидетельствуют кольца XIX в. - целое столетие в дизайне свадебных колец не наблюдалось каких-либо новшеств. Изменение вкусов находило выражение только в высоте или ширине изделий. Кроме гладких, популярностью пользовались полукруглые кольца.