Как и во всем мире, перед женитьбой жених устраивает мальчишник, а невеста девишник. Мальчишник – это прощание с холостой жизнью, "похороны" холостяка. Мужчины считают, что это последняя гулянка несемейного человека. Так ли это? Например, в Финляндии мальчишник можно было завидеть за версту - группа пьяных молодчиков и соответственно главный персонаж, обычно переодетый в особь противоположного пола или что-то невообразимое, разукрашенный, в парике и т.п.
На Мальте же народ проявляет чудеса фантазии. Обычно друзья считают мальчишник самым лучшим случаем поиздеваться, если не сказать надругаться над достоинством будущего супруга. Напоив, его разденут догола, в лучшем случае обольют, посыпят перьями, побреют волосатую грудь на половину. Потом эту картины привяжут к столбу либо посреди дороги, либо в самом центре ночной жизни, либо у тещи перед домом! Некоторые напаивали, потом тихонько или каким-то другим способом лишали чувств на какое-то время и клали гипс на ногу. По утру уверяли, что нога сломана и его возили в больницу. Бедняга и женился, и в медовый месяц ездил в гипсе, а потом ему сообщали, что это была шутка...
Девичник по всем правилам Древней Руси
По древнему народному преданию и по древней традиции, всем девицам полагалось перед свадьбой плакать, что и делалось именно на девичнике. Таким образом, происходило прощание невесты со своей молодостью и свободой. "Не плачешь за столом - будешь плакать за столбом", - говорили умудренные жизненным опытом старушки. В прежние времена девушка-невеста садилась среди подруг и начинала причитать по специально заученному тексту и плану. Существовали народные, веками сложенные причитания, которые исполняла молодая девица накануне своей свадьбы.
Происходило это примерно так. С того дня, как невеста просватана, в дом к ней приглашали вытницу (плакальщицу) и подруг. Обычно на роль вытницы выбирали либо из старых дев, либо среди замужних женщин, знающие толк в страдальческих песнях. Разумеется, эта дама должна была обладать приятным голосом и манерами, поскольку особый дар вытницы заключался в том, чтобы своим пением заставить невесту расплакаться и "завыть". Эта почтенная и уважаемая дама ко всему прочему должна была уметь управлять хором девушек-подружек, с их помощью она добивалась желаемого результата и заставляла невесту рыдать навзрыд. Поскольку хорошие вытницы были редкостью, то они пользовались особенным уважением и почетом.
Женская половина родственников во время девичника, который мог продолжаться несколько дней, и сами приходили в гости к невесте, и приглашали ее к себе вместе с вытницей, чтобы всем вместе поплакать над горькою судьбой молодой девы, навеки расстающейся со своей молодостью и невинностью. Невеста вместе с вытницей принимает гостей и дарит их вином, двумя поясками и душераздирающим пением. Когда же невеста вместе с подругами и вытницей сама отправляется в гости, то первым делом на выходе из своего дома она запевает заунывную песню и просит в ней позволения у родителей уйти из дому в гости к тетке (например, чтобы там попеть свои грустные песни и попрощаться с родственницей). Естественно родители, устав от длительных пронзительных заунывных песен, с радостью отпускают горемычную дочь вместе с вытницей и подругами на все четыре стороны.
Между тем молодая страдалица-невеста отправлялась в путь. Летом вытница, невеста и подруги обычно ходили пешком через поля и луга и там на воле голосили столько, сколько душе было угодно. А вот зимой приходилось ездить на санях, а от постоянной тряски да еще при сильном морозе дружного пения никак не получалось. Во время таких вот разъездов подруги невесты обязательно брали с собой в путь ватное или войлочное сиденье для самой невесты, чтобы как-то ее выделить среди прочих девиц. И если вдруг на пути у вытницы и невесты встречался пеший человек, то подруги невесты немедленно клали наземь войлочную подушку, усаживали на нее невесту и затягивали одну из своих самых печальных песен, рассказывая одинокому путнику о превратностях судьбы молодой девы.